- Главная
- ›
- База знаний по 1С
- ›
- 1С Бухгалтерия предприятия
- ›
- Резервы по оплате труда
Резервы по оплате труда в 1С Бухгалтерия предприятия

Каждая компания сталкивается с большими затратами, ожидаемыми в перспективе. С целью грамотного распределения и планирования указанных расходов организации могут заблаговременно создавать специальные фонды — резервы. Основная цель которых состоит в равномерном распределении предстоящих крупных издержек в течение финансового года, чтобы минимизировать внезапные колебания финансовых показателей.
В данной инструкции будут затронуты следующие вопросы:
- Методы расчета резервов по отпускам;
- Настройка функций для создания резервов;
- Нормативный метод начислений;
- Метод МСФО;
- Настройка резерва по годовой премии сотрудников;
- Документ расчета резервов в 1С ЗУП.
Методы расчета резервов по отпускам
С программе 1С Бухгалтерия предприятия существует две методики расчета резервов:
- Нормативный метод. Заключается в применении фиксированного процента к сумме фонда оплаты труда (ФОТ), полученного за определенный период. Нормативный метод также поддерживается для ведения налогового учета.
- Метод обязательств (МСФО). Подразумевает точный расчет размера задолженности перед работниками по отпускным средствам.
При любой методике расчет резервов производится в разрезе каждого сотрудника.
Настройка функций для создания резервов
Для расчета резервов на отпуск необходимо предварительно выполнить настройки в программе.
Заходим в раздел «Настройка» — «Расчет зарплаты».

В открывшемся окне устанавливаем флажок «Использовать резервы по оплате труда».

После этого необходимо решить, какой метод формирования резервов подходит именно вашей организации и установить его в программе.
Для этого переходим в справочник «Настройка» — «Организации».

Выбираем нужную организацию из перечня.

Переходим в раздел «Учетная политика и другие настройки».

В нем переходим по ссылке «Резервы по оплате труда».

В открывшемся справочнике «Настройки расчета резервов по оплате труда» нажимаем кнопку «Создать» и выполняем настройку формирования резервов.

Вводим название резерва в специальное поле.

Стандартное название «Резерв ежегодных отпусков» уже прописано в системе, его можно выбрать из списка. Но если ваша компания хочет расширить спектр резервов, можно создать и другие типы, определяя назначение каждого.

Нажимаем «Выбрать».

Затем назначаем вид резерва:
- Отпуск — для формирования резерва на выплату отпускных.
- Годовая премия — для выплат бонусов по итогам года.
- Вознаграждение за выслугу лет — для стимулирования сотрудников за длительный трудовой стаж.
Также следует указать расчетный год для каждого вида резерва, если резерв затрагивает выплаты, зависящие от временного интервала (например, премии за год).

Далее необходимо настроить два блока — бухгалтерский и налоговый учет.
Начнем с первого — выбираем метод начисления резервов.

Нормативный метод начислений
Если выбран нормативный метод начисления, укажите ежемесячный процент отчислений, который будет использован для расчета резерва. Помните, что этот процент будет применяться ко всему фонду оплаты труда, указанному в настройках.
По ссылке «Расчетная база» необходимо настроить список начислений, которые включается и не включаются в фонд оплаты труда.

При необходимости можно изменить базовые настройки программы, выделив нужные статьи начислений и нажав на соответствующие стрелки перемещения начислений между столбцами.

Для сохранения настроек нажимаем «ОК».

В табличной части настройки резервов нажимаем кнопку «Добавить», чтобы указать начисления, которые планируется выплачивать за счет данного резерва.

Из выпадающего списка выбираем нужные начисления.

Если необходимо перенести информацию о резервах и в налоговый учет, то переходим в раздел «Налоговый учет (по налогу на прибыль)».

Ставим галочку «Формировать резерв».

Далее необходимо выбрать метод начисления.
При выборе нормативного метода необходимо указать ежемесячный процент отчислений от расчетной базы и указать предельную сумму отчислений в резерв.

В случае выбора метода начисления резерва «По настройкам бухгалтерского учета», указываем предельную величину отчислений в резерв расчет.
Это метод позволяет максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет, так как расчет ежемесячной суммы отчислений будет производиться одинаково.


Чтобы изменить метод начисления резервов, возвращаемся в раздел «Бухгалтерский учет».

Метод МСФО
Если предпочтителен метод МСФО, то отмечаем его. Данный метод расчета резервов является более точным.

В табличной части нажимаем на значок функции.

В открывшемся окне:
- Указываем, каким образом каждый вид расчета будет учитываться при начислении резерва (для всей организации, конкретного подразделения или должности).
- Задаем формулу расчета резерва, которая должна соответствовать внутренним правилам организации.

Чтобы сохранить изменения, нажимаем «Записать и закрыть».

Если решено при таком методе формировать резерв и в налоговом учете, то также переходим в раздел «Налоговый учет (по налогу на прибыль)».

Ставим галочку «Формировать резерв».

Далее повторяем настройки, которые описывались ранее в части «Нормативный метод начислений».
При выборе нормативного метода необходимо указать ежемесячный процент отчислений от расчетной базы и указать предельную сумму отчислений в резерв.

В случае выбора метода начисления резерва «По настройкам бухгалтерского учета», указываем предельную величину отчислений в резерв расчет.

Настройка резерва по годовой премии сотрудников
Чтобы настроить формирование резерва для годовой премии, нам необходимо создать отдельную запись с соответствующими параметрами. В поле «Вид резерва» в документе настройки расчета резервов по оплате труда переходим в категорию «Годовая премия».
Затем в поле «Резерв» создаем новый элемент справочника «Оценочные обязательства» через кнопку с зеленым плюсом.

Новое обязательство называем «Годовая премия» и нажимаем «Записать и закрыть».

Элементы данного справочника рекомендуется вводить ежегодно специально для премий.
Далее настройки бухгалтерского учета и налогового учета заполняем как это описывалось выше.
В табличной части документа создаем строку через кнопку «Добавить».

Выбираем строку «Премия за год (процентом)».

После внесения всех изменений сохраним и закроем созданную запись через кнопку «Записать и закрыть».

Документ расчета резервов в 1С ЗУП
Документ Резервы по оплате труда должен вводиться самым последним после расчета зарплаты за месяц и формирования документа «Отражение зарплаты в бухучете».

Переходим в справочник «Зарплата» — «Резервы по оплате труда».

Выбираем нужную организацию из списка.

По кнопке «Создать» выбираем документ «Начисление».

В поле «Месяц» устанавливаем нужный период, а в поле «Резерв» — вид резерва.

Далее нажимаем «Заполнить».

В обновленном заполненном документе будет начислен резерв, который был отражен нами в предыдущих настройках расчета резервов.

Если после заполнения данных расчет остался верный, то проводим документ по кнопке «Провести и закрыть».


Нашли ошибку? Напишите пожалуйста нам на почту info@arenda1c.ru. Это поможет публиковать актуальную и полезную для Вас информацию.