- Главная
- ›
- База знаний по 1С
- ›
- 1С Бухгалтерия предприятия
- ›
- Учет малоценных объектов
Учет малоценных объектов в 1С Бухгалтерия предприятия

К малоценным объектам относятся такие предметы, как спецодежда, мебель, офисная техника, инструменты и огнетушители, которые признаются несущественными активами. В бухгалтерском учете их стоимость включается в расходы непосредственно при приобретении, и они зачастую требуют назначения ответственных лиц для контроля. В налоговом учете расходы на такие объекты списываются в момент выдачи их сотрудникам.
В программе 1С Бухгалтерия 8.3 для учета малоценных объектов используется специальный счет 10.21 «Малоценное оборудование и запасы», который имеет два субсчета:
- 10.21.1 — «Приобретение малоценного оборудования и запасов». Субсчет активный и предназначен для учета поступления малоценных объектов. Дебетовое сальдо по этому субсчету отражает стоимость активов, которые поступили на склад, но еще не были переданы для нужд организации. Учет ведется суммовой и количественный.
- 10.21.2 — «Выбытие малоценного оборудования и запасов». Субсчет пассивный. Применяется для учета расходов на малоценные объекты. Кредитовое сальдо по данному субсчету отражает стоимость активов, поступивших на склад, но еще не переданных на нужды организации. Учет ведется только суммовой.

Когда малоценный объект отдается на использование, субсчета счета 10.21 закрываются между собой следующей проводкой:
- Дт 10.21.2 Кт 10.21.1
В результате на счете 10.21 и его субсчетах остатков не остается.
В аналитическом учете для данного вида объектов предусмотрен вид номенклатуры «Малоценное оборудование и запасы».

Чтобы зарегистрировать поступление малоценного имущества, переходим на вкладку «Покупки», раздел «Покупки» и нажимаем на строку «Поступление (акты, накладные, УПД)».

Нажимаем «Поступление» — «Товары (накладная, УПД)». Перед нами появится пустой документ, в котором необходимо заполнить следующие данные:
- Дату поступления товаров;
- В поле «Организация» выбираем юридическое лицо, по которому необходимо сформировать документ;
- Склад – выбираем склад, на котором будет храниться имущество до момента его передачи в эксплуатацию;
- Контрагент - указываем поставщика товара;
- В строку «Договор» подтягиваем договор, в рамках которого проводится данная операция.
В табличной части, используя кнопку «Добавить», выбираем номенклатурную позицию. Указываем количество поступившего товара, его цену, ставку НДС. Расчет сумм будет произведен программой автоматически. В колонке «Счет учета» устанавливаем счет затрат, на который будет списана стоимость имущества в бухгалтерском учете.
В нижней части документа фиксируем данные о счете-фактуре и нажимаем кнопку «Провести».

После этого, нажав на кнопку «ДтКт», можно просмотреть проводки, которые были сформированы в результате проведения документа.

- Дт 10.21.1 Кт 60.01 - Приняты к учету малоценные объекты;
- Дт 26 Кт 10.21.2 - стоимость несущественных активов учтена в расходах бухгалтерского учета;
- Дт 19.03 Кт 60.01 - принят к учету НДС.
Чтобы проверить правильность проведенной операции, переходим на вкладку «Отчеты» — «Стандартные отчеты» — «Оборотно-сальдовая ведомость по счету».

- Задаем период.
- Устанавливаем счет 10.21.
- Выбираем организацию, по которой будет сформирована оборотно-сальдовая ведомость, в случае, если учет в программе ведется по нескольким юридическим лицам.
Нажимаем кнопку «Сформировать».

Чтобы в программе 1С Бухгалтерия отразить передачу малоценных объектов в эксплуатацию, переходим на вкладку «Склад» —«Склад» —«Расход материалов (Требования-накладные)».

Нажимаем кнопку «Создать». В документе заполняем:
- Дата — указываем дату передачи малоценного объекта;
- Организация — указываем юридическое лицо, по которому формируем документ;
- Склад — выбираем место хранения актива до момента его списания;
- Вид операции — устанавливаем значение «Передача сотруднику»;
- В строке «Сотрудник» выбираем сотрудника, которому передается несущественный актив;
- В строке «Учитывать по сотруднику» ставим маркер на «Расход и остатки», если нужен контроль остатков материальных ценностей у сотрудников. Эта настройка позволяет вести забалансовый учет по счету МЦ.04 выданного малоценного объекта. При выборе варианта «Расход» фиксируется только расход материалов по сотруднику.
- В строке «Цель расхода» указываем, в каких целях будет использован актив;
- Счет затрат – выбираем счет для признания стоимости несущественного объекта в затратах налогового учета (в бухгалтерском же учете стоимость актива уже была учтена при поступлении).
В табличной части документа выбираем передаваемый объект, устанавливаем количество. Счет учета подтягивается автоматически.
По ссылке в левом нижнем углу «Комиссия», используя кнопку «Добавить», заполняем состав комиссии для акта на списание материалов.
После внесения всех необходимых данных нажимаем «Провести».

Нажав кнопку «ДтКт», просмотрим сформированные проводки в результате проведения документа «Расход материалов».

- Дт 10.21.2 Кт 10.21.1 - в бухгалтерском учете списана со склада стоимость малоценного объекта;
- Дт 26 Кт 10.21.1 - стоимость малоценного имущества учтена в затратах в налоговом учете; также актив списывается в количественном выражении;
- Дт МЦ.04 - стоимость малоценного объекта в эксплуатации отражена за балансом.
В случае если бы в строке «Учитывать по сотруднику» был бы проставлен маркер на «Расход», то проводка по забалансовому счету МЦ.04 была бы сформирована по дебету и по кредиту.

Чтобы оформить бланк акта на списание материалов, используем кнопку «Печать» и из выпадающего списка выбираем «Акт на списание материалов».

На экран будет выведена печатная форма документа. Устанавливаем необходимое количество экземпляров для печати и нажимаем кнопку «Печать».

Сформируем оборотно-сальдовую ведомость по счету 10.21 за дату расхода малоценного объекта.

Из отчета видим, что дрели в количестве 20 штук были списаны со склада и переданы в эксплуатацию.
Для контроля имущества, которое передано в эксплуатацию, сформируем оборотно-сальдовую ведомость по по забалансовому счету МЦ.04.

Чтобы списать малоценные объекты, переходим на вкладку «Склад» — «Инвентаризация» и нажимаем строку «Списание товаров, материалов».

Нажимаем кнопку «Создать». Заполняем в появившемся документе следующие данные:
- Дату списания товаров, материалов;
- Организацию;
- В графе «Вид операции» указываем «Списание с сотрудника»;
- Сотрудник — выбираем сотрудника, которому был передан несущественный актив.
Табличную часть документа можно заполнить вручную, либо воспользоваться кнопкой «Заполнить» и из выпадающего списка выбрать «По остаткам», либо «По остаткам с истекшим сроком». Указываем количество списываемых объектов.

Следует отметить, что, если в карточке номенклатуры во вкладке «Малоценное оборудование и запасы, выданные сотрудникам», переключатель установлен на «В течение фиксированного срока», программа автоматически учтет остатки с истекшим сроком, как подлежащие списанию.
Однако если переключатель стоит на «До износа», определение момента списания такого малоценного объекта потребуется осуществлять вручную.

После проведения документа «Списание товаров, материалов», используя кнопку «ДтКт», просмотрим сформированные проводки.

- Кт МЦ.04 - списание малоценного объекта, переданного в эксплуатацию с забалансового счета.

Нашли ошибку? Напишите пожалуйста нам на почту info@arenda1c.ru. Это поможет публиковать актуальную и полезную для Вас информацию.