- Главная
- ›
- База знаний по 1С
- ›
- 1С Бухгалтерия предприятия
- ›
- Учет арендованных ОС
Учет арендованных ОС в 1С Бухгалтерия предприятия
Предоставление основных средств временно в пользование другому лицу на условиях договора расценивается как аренда основных средств. Срок передачи имущества определяется непосредственно договором аренды. Если он составляет менее одного года — такая аренда называется краткосрочной. Когда он действует дольше 12 месяцев - долгосрочной. Допускается включение в условия договора пункта о передаче прав собственности на объект аренды.
Чтобы иметь возможность вести учет аренды, необходимо перейти на вкладку «Главное» — «Настройки» — «Функциональность».
Выбрать раздел «Основные средства» и проверить наличие флажков:
- Основные средства;
- Права пользования предметами аренды.
С 2022 года был введен в действие стандарт бухгалтерского учета - ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», устанавливающий два альтернативных способа учета аренды для арендаторов:
- Вариант 1: Без включения в баланс
Этот метод применяется для краткосрочных договоров аренды (до 12 месяцев включительно), когда арендатор признает всю сумму арендной платы в составе текущих расходов единовременно или равномерно в течение срока аренды. Объект аренды не отражается на балансе арендатора, поскольку право собственности на него не переходит. Кроме того рыночная стоимость предмета аренды должна не превышать 300 000,00 руб. (без учета износа).
- Вариант 2: Признание права пользования активом и обязательства по аренде
Данный метод используется для всех остальных случаев аренды (более длительные договоры или случаи финансовой аренды). Согласно этому варианту, арендованный объект включается в активы предприятия (Право пользования активом), а обязательство по будущим платежам — в обязательства.
Разница между двумя методами учета аренды по ФСБУ 25/2018 заключается в подходе к отражению арендованной недвижимости и связанных с ней обязательств в бухгалтерской отчетности арендатора.
Рассмотрим порядок учета арендованного имущества в программе 1С Бухгалтерия на примерах двух договоров аренды.
Договор аренды № 001
С 01 марта 2025 года ООО Торговый дом «Комплексный» заключил Договор аренды № 001 от 01.03.2025 г. с ООО «Конфетпром» на аренду легкового автомобиля KIA RIO сроком на 1 год. Стоимость автомобиля – 280 000,00 руб. Арендные платежи производятся ежемесячно начиная с апреля 2025 года по 20 000,00 руб. (в том числе НДС 20% - 3 333,33 руб.). Общая сумма арендных платежей за срок действия договора составит – 240 000,00 руб. (в том числе НДС 20% - 40 000,00 руб.).
В рассматриваемом случае срок аренды основного средства составляет не более 12 месяцев, а сумма договора не превышает 300 000 рублей. Следовательно, в соответствии с требованиями ФСБУ 25/2018 арендатор вправе не включать данное основное средство в бухгалтерский учет как право пользования активом (ППА), а признавать арендные платежи равномерно в течение всего срока аренды, используя упрощённый порядок учета.
Чтобы отразить арендованное основное средство в программе 1С Бухгалтерия, перейдем на вкладку «Операции» — «Бухгалтерский учет» — «Операции, введенные вручную».
В верхнем левом углу нажимаем кнопку «Создать» и из выпадающего списка выбираем «Операция».
Откроется новый пустой документ к заполнению.
- В шапке выбираем организацию, если бухгалтерский учет в программе 1С ведется сразу по нескольким юридическим лицам. Устанавливаем дату.
- В строке «Содержание» прописываем содержание данного вида операции.
Чтобы заполнить табличную часть, нажимаем кнопку «Добавить».
В колонке «Дебет» появится три строки к заполнению:
- в первой строке необходимо выбрать забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства»;
- во второй – организацию-арендодателя основного средства;
- в третьей – выбираем основное средство, полученное по договору аренды.
В колонке «Сумма» в верхней строке указываем стоимость арендованного ОС. После чего в шапке документа будет автоматически заполнена сумма операции.
В нижней строке прописываем содержание самой операции.
Нажимаем кнопку «Записать». После этого можно распечатать бухгалтерскую справку, нажав в верхней части документа на соответствующую кнопку.
Каждый месяц арендатор должен перечислять сумму арендных платежей на расчетный счет арендодателя.
Осуществляется это с помощью документа «Списание с расчетного счета», который в программе создается на основании реального платежного поручения, которое направляется в банк для осуществления денежного перевода.
Для этого в платежном поручении нажимаем кнопку «Создать на основании» — «Списание с расчетного счета».
Следует уделить внимание выбору счета расчетов. Необходимо использовать счет 76.05 «Расчеты с прочими поставщиками и подрядчиками».
Остальные данные в документ по списанию попадают из платежного поручения автоматически.
- Дт 60.02 Кт 51 — размер аванса по арендному договору автомобиля.
Чтобы начислить арендный платеж, перейдем на вкладку «Покупки» — «Покупки» — «Поступление (акты, накладные, УПД)».
Нажимаем кнопку «Поступление» и из выпадающего списка выбираем «Услуги аренды».
На экран будет выведена пустая форма документа к заполнению. В шапке документа необходимо заполнить строки:
- Дата;
- Организация;
- Контрагент – выбираем организацию-арендодателя;
- Договор – указываем договор аренды;
- В строке «Способ учета» выбираем «Расходы (простая аренда)»;
- Напротив строки «Расчеты» устанавливаем счета учета.
Табличную часть документа заполняем, используя кнопку «Добавить»:
- Выбираем услугу и вводим ее стоимость.
- Заполняем значение ставки НДС.
- Итоговые суммы программа просчитает автоматически.
- Устанавливаем счета учета.
Также внизу документа указываем реквизиты входящего счета-фактуры.
После заполнения документа всеми необходимыми данными, нажимаем кнопку «Провести».
Затем нажимаем «ДтКт» и просматриваем проводки, которые были сформированы после проведения документа.
- Дт 26 Кт 76.05 – затраты признаны в бухгалтерском и налоговом учете;
- Дт 19.04 Кт 76.05 – отражен входящий НДС по услугам аренды;
- Дт 76.05 Кт 60.02 - зачтен аванс, ранее перечисленный поставщику, в счет погашения задолженности по аренде.
Договор аренды № 002
С 01 марта 2025 года ООО Торговый дом «Комплексный» заключил Договор аренды № 002 от 01.03.2025 г. с ООО «Конфетпром» на аренду легкового автомобиля KIA Sportage сроком на 2 года. Стоимость предмета аренды – 1 600 000,00 руб. Арендные платежи производятся ежемесячно начиная с апреля 2025 года по 50 000,00 руб. (в том числе НДС 20% - 8 333,33 руб.). Общая сумма арендных платежей за срок действия договора составит – 1 200 000,00 руб. (в том числе НДС 20% - 200 000,00 руб.).
В данном случае, основное средство по договору аренды №002 не может быть принято в упрощенном варианте. Его необходимо признать в качестве ППА (Право пользования активом).
Переходим на вкладку «ОС и НМА» — «Поступление основных средств» — «Поступление в аренду».
Нажимаем кнопку «Создать». В шапке документа заполняем:
- Дату;
- Организацию;
- В строке «Контрагент» указываем арендодателя;
- В строку «Договор» подтягиваем договор аренды;
- Устанавливаем дату окончания договора;
- В строке «Принятие к учету» необходимо установить флажок в нужное положение. Выбираем «Этим документом», если не планируется регистрировать никаких дополнительных расходов. В обратном случае выбираем - «Позднее».
- В строке «МОЛ» выбираем материально ответственное лицо;
- Заполняем строки «Расходы по амортизации» и «Арендные платежи в НУ».
Счет расчетов будет установлен автоматически 76.07.1 «Арендные обязательства».
После этого переходим к заполнению табличной части документа.
- Нажимаем кнопку «Добавить».
- Выбираем предмет аренды.
- В колонку «Сумма» вносим общую сумму арендных платежей.
- Устанавливаем ставку НДС. Все остальные суммы программа просчитает сама.
Счета учета, амортизации и НДС будут проставлены автоматически.
Нажимаем кнопку «Провести». После чего, нажав «ДтКт», смотрим сформированные проводки.
- Дт 08.04.2 Кт 76.07.1 – отражена стоимость арендных обязательств без НДС в бухгалтерском и налоговом учете;
- Дт 01.03 Кт 08.04.2 – ППА оприходовано в бухгалтерском учете;
- Дт 01.К Кт 08.04.2 – оприходована сумма арендных платежей в налоговом учете;
- Дт 76.07.9 Кт 76.07.1 – учтена полная сумма НДС по договору аренды.
Рассмотрим подробно проводки, используемые при принятии к учету.
Субсчет 01.03 в бухгалтерском учете используется для учета ППА, поскольку в налоговом учете подобного объекта не существует, то возникают положительные временные разницы.
Арендные платежи, напротив, в налоговом учете отражаются на дебете счета 01.К, что снова порождает разницу между суммами в бухгалтерском и налоговом учете, приводящую к образованию отрицательных временных разниц.
Далее каждый месяц необходимо оформлять документ «Списание с расчетного счета» с выбором вида операции «Оплата поставщику» для перечисления арендных платежей. Помимо этого, ежемесячно нужно формировать документ «Поступление: Услуги аренды» для учета поступления соответствующих услуг. Это делается по аналогии с рассмотренным нами выше примером по договору аренды № 001.
В платежном поручении по оплате арендного платежа нажимаем на кнопку «Создать на основании» и выбираем «Списание с расчетного счета».
Не забываем указывать счет расчетов 76.05
Проводка по документу будет сделана аналогично Примеру 1.
- Дт 60.02 Кт 51 - размер аванса по арендному договору автомобиля
После этого переходим на вкладку «Покупки» - «Покупки» — «Поступление (акты, накладные, УПД)».
Нажимаем кнопку «Поступление» и выбираем из списка «Услуги аренды».
Заполняем шапку документа аналогично рассматриваемому выше примеру. В строке «Способ учета» выбираем «Плата за право пользования предметами аренды».
- В табличной части заполняем услугу, ее стоимость и ставку НДС.
- Итоговые суммы программа просчитает автоматически.
- Указываем реквизиты входящего счета-фактуры.
После этого нажимаем кнопку «Провести» и смотрим сформированные проводки.
- Дт 76.07.1 Кт 76.07.2 – начислен арендный платеж;
- Дт 19.04 Кт 76.07.2 – начислен НДС с суммы арендного платежа;
- Дт 76.07.1 Кт 76.07.9 – зачтена сумма предъявленного НДС;
- Дт 76.07.2 Кт 60.02 – зачтен аванс.
Начиная с апреля, по ППА начнется регулярное начисление амортизации в рамках стандартной процедуры закрытия месяца.
Сумма амортизации составит: 1 000 000 / 24 мес. = 41 666,67 руб.
После того, как была произведена операция по закрытию месяца, перейдем на вкладку «Операции» — «Закрытие периода» — «Регламентные операции».
Находим операцию «Амортизация и износ основных средств».
Для удобства поиска, вверху экрана в строке «Вид операции», укажем интересующую нас, а в строке «Организация», выберем юридическое лицо, по которому производим поиск (в случае, если бухгалтерский учет в программе ведется по нескольким организациям).
Нажимаем на строку с операцией за интересующий нас период и кликаем кнопку «ДтКт».
После этого мы можем увидеть проводку по начисленной амортизации.
Следует обратить внимание на то, что амортизация начисляется только в бухгалтерском учете, вследствие чего формируются временные разницы.
Закрываем документ и в перечне регламентных операций находим «Признание в НУ арендных платежей» за интересующий нас период. В рассматриваемом примере – это апрель 2025 года.
Выбираем документ и нажимаем кнопку «ДтКт».
Видим сформированную проводку:
- Дт 26 Кт 01.К – списание в расходы налогового учета суммы арендного платежа.
Перейдем в данную регламентную операцию. Нажимаем кнопку «Справка-расчет» — «Признание расходов по ОС, поступившим в аренду».
Нажимаем кнопку «Показать настройки» и во вкладке «Показатели» устанавливаем флажок напротив строки «БУ, НУ (данные бухгалтерского и налогового учета)».
Нажимаем кнопку «Сформировать».
Будет сформирована справка, которая содержит подробную информацию о погашении задолженности в бухгалтерском и налоговом учете.
Сформируем оборотно-сальдовую ведомость по счету 76.07 «Расчеты по аренде».
Для этого перейдем на вкладку «Отчеты» — «Стандартные отчеты» — «Оборотно-сальдовая ведомость по счету».
Устанавливаем необходимый период. Выбираем счет, по которому формируем отчет и организацию. Нажимаем кнопку «Сформировать».
Нашли ошибку? Напишите пожалуйста нам на почту info@arenda1c.ru. Это поможет публиковать актуальную и полезную для Вас информацию.