Звонок по России бесплатный
+7 (800) 511-13-78
15 дней бесплатноРЕГИСТРАЦИЯ
Лого Деловые решения

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия

Девушка с ноутбуком
Оцените 1С в облаке
Получите доступ всего за пару кликов!

В настоящее время все чаще компании привлекают к сотрудничеству контрагентов, являющимися плательщиками налога на профессиональный доход (НПД). Для организаций и индивидуальных предпринимателей сотрудничество с самозанятыми имеет свои преимущества и позволяет снизить налоговую нагрузку.

 

Прежде чем приступить к работе с контрагентами-самозанятыми, следует удостовериться, что его род услуг, работ соответствует списку разрешенных видов деятельности , допустимых для применения режима НДП, а также подтверждение актуальности статуса самозанятого. Проверить статус можно на официальном сайте ФНС России. Рекомендуется проводить проверку статуса перед каждой выплатой вознаграждения.

 

Сотрудничество с самозанятым оформляется Договором гражданско-правового характера (ГПХ).После оплаты услуг самозанятый обязан предоставить чек с наименованием товаров или услуг,с ИНН покупателя (заказчика) и акт, подтверждающий факт и дату услуг.

 

Если организация сотрудничает с самозанятыми, расчёты с такими контрагентами в 1С:Бухгалтерии можно проводить автоматически. 

 

Настройки в программе

Чтобы использовать новую схему учета, нужно установить соответствующие функции в настройках.

 

Для этого заходим в меню «Главное» — «Настройки» — «Функциональность».

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-1

 

«Расчеты» и устанавливаем флажок «Выплаты самозанятым».

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-2

 

После включения функции в разделе «Покупки» появится новый документ «Выплаты самозанятым».

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-3

Создание контрагента 

Для начала создаем контрагента с типом «Самозанятый» в разделе «Справочники» — «Контрагенты».

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-4

 

Выбираем из списка «Вид контрагента» — «Самозанятый» и заполняем необходимые реквизиты.

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-5

 

В карточке контрагента по ссылке «Договоры» или в разделе «Справочники» — «Договоры» создаем новый договор с самозанятым.

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-6

 

Указываем:

  • Вид договора — «С поставщиком»
  • Налогообложение контрагента — Налог на профессиональный доход.

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-7

 

Теперь у нас есть самозанятые контрагенты, с которыми можно отражать операции в программе.

Отражение услуг от «самозанятого»

Поступление услуг (работ) от контрагента оформляем обычным документом «Поступление услуг (акт, УПД)» в разделе «Покупки».

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-8

 

В новом окне заполняем поля:

  • Контрагент — самозанятое лицо, выбираем из справочника «Контрагенты»;
  • Договор — договор с самозанятым, выбирается из справочника «Договоры»;
  • Счет затрат;
  • Номенклатурная группу;
  • Статья затрат;
  • Подразделение затрат.

При необходимости ставим соответствующие галки:

  • Оригинал получен — установите флажок, если получен акт от самозанятого. 
  • Чек НПД получен — установите флажок, если получен чек от самозанятого (флажок появляется, когда в договоре установлена система налогообложения НПД).
Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-9

 

Реестр на выплату

Документ, который отражает, какие услуги оказывают самозанятые, находится в разделе «Покупки» — «Выплаты самозанятым».

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-10

 

По кнопке «Создать» формируем новый документ.

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-11

 

Он напоминает зарплатную ведомость, где в табличной части указываются получатели денежных средств, что отличает его от документов покупки. 

 

Можно добавлять их по одному в документ по кнопке «Добавить», а можно использовать «Подбор», который сразу отфильтрует самозанятых от остальных контрагентов.

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-12

 

Также обязательным условием является наличие банковского счета у самозанятого. 

 

Если все самозанятые из списка оказывают одну и ту же услугу, выберите вариант услуги «Единая» и  укажите ее в шапке документа.

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-13

 

Если каждый самозанятый из списка оказывает разные услуги, нужно выбрать вариант услуги «В списке» и указать номенклатуру в табличной части напротив каждого контрагента.

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-14

 

Такая же логика при выборе счета затрат — либо будет один счет и статья для всех, либо индивидуальная настройка.

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-15

 

После проведения документа статус автоматически изменится на «Подготовлено».

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-16

 

Из документа «Выплаты самозанятым» можно сформировать реестр на оплату, нажав на кнопку «Выгрузить реестр», в формате excel для дальнейшей загрузки в банк.

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-17

 

или создать документ «Платежное поручение» и «Списание с расчетного счета», чтобы произвести выплаты самозанятым.

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-18

 

В строке «Получатель» выбираем банк. Реестр выплат и сумма документа заполняются автоматически.

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-19

 

При проведении документа «Списание с расчетного счета» появляется кнопка «Загрузить из файла». По этой кнопке можно автоматически загрузить чеки, которые банк обычно предоставляет вместе с банковской выпиской.

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-20

 

Данные чеков появятся в документе «Выплаты самозанятым». Также чеки можно подгрузить и вручную.

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-21

 

и статус в документе изменился на «Оплачено».

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-122

 

По проводкам документа можно увидеть, что задолженность перед самозанятыми закрыта.

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-23

 

Если такой вариант выплат для вас не совсем удобен, вы можете провести выплаты отдельно, используя стандартный документ «Списание с расчетного счета» по оплате поставщикам услуг.

 

Если же выплата осуществляется через кассу организации, то здесь нужно вручную создать документ «Выдача наличных» с видом операции «Оплата поставщику».

 

Работа с самозанятыми в 1С Бухгалтерия предприятия-24

 

Плюсы и минусы работы с самозанятыми в 1С:Бухгалтерия предприятия

Предполагается, что этот функционал программы будет полезен в компаниях, где часто и много сотрудничают с самозанятыми. Но у него есть как плюсы так и минусы.

Плюсы:

  • данная схема поможет компаниям, у которых большое количество самозанятых контрагентов, оказывающих одинаковые услуги;
  • она позволяет вести учет с большим количеством контрагентов при помощи всего двух документов;
  • можно автоматически подгружать чеки самозанятых.

Минусы:

  • нет полной аналитики на счете 76.16;
  • невозможность формирования акта сверки по самозанятым;
  • одно и то же физлицо может быть как самозанятым, так и ИП, и физлицом на ГПХ. При использовании этой схемы придется дублировать записи в справочнике «Контрагенты», из-за чего повышается вероятность ошибки.

 

 

 

 

 

 

 


Мужчина с калькулятором
Собери для себя комфортный тариф за пару минут
Удобный онлайн-калькулятор!

Нашли ошибку? Напишите пожалуйста нам на почту info@arenda1c.ru. Это поможет публиковать актуальную и полезную для Вас информацию.