- Главная
- ›
- База знаний по 1С
- ›
- 1С Бухгалтерия предприятия
- ›
- Помощь от учредителя
Помощь от учредителя в 1С Бухгалтерия предприятия

При возникновении у предприятия финансовых трудностей из-за нехватки оборотных средств собственник может поддержать бизнес. Помощь может быть возмездной (договор займа) или безвозмездной. Последняя не облагается налогом на прибыль, если доля участника, сделавшего подарок, составляет 50 и более процентов (подробнее смотрите статью 251 НК РФ).
Есть и другой вариант — участники общества вносят вклад в имущество, если это разрешено уставом. В этом случае налог на прибыль не возникает при любом размере доли учредителя. Рассмотрим, как практически отразить хозяйственную операцию в программе «1С: Бухгалтерия 8.3».
Пример 1: 17.03.2025 г. в ООО «Тарконал» проведено общее учредительное собрание. Согласно протоколу общего собрания учредитель Крупенников Б.А. вносит в качестве финансовой помощи 120000 рублей. Его доля участия в организации составляет 80 %.19.03.2025 г. Крупенников Б.А. внес средства на расчетный счет фирмы.
Отражение помощи в программе
«Операции» — «Операции, введенные вручную».

«Создать» — «Операция».

Указываем дату, содержание.

Создаем бухгалтерскую проводку, используя кнопку «Добавить»:
- Дебет 75 Кредит 83 - 120000 рублей.
В налоговом учете сумма не отражается.

Внесение финансовой помощи на расчетный счет
Поступление наличных денег оформляется приходным кассовым ордером. В нашем примере средства поступили на расчетный счет, поэтому создаем выписку банка.
«Банк и касса» — «Банковские выписки».

Поступление.

Указываем дату, реквизиты приходного документа, оформленного банком. Вид операции - выбираем «Прочее поступление».

В поле «Статья доходов» создаем собственный вариант статьи движения денежных средств или выбираем из имеющихся в справочнике с видом «Поступления денежных вкладов собственников(участников)».

Для справки: Если в документе отсутствует поле «Статья доходов», проверьте наличие галочки: «Главное» — «Функциональность» — «Банк и касса» — «Статьи движения денег».


Выписка формирует проводку по внесению денег учредителем:
- Дебет 51 Кредит 75 – 120000 рублей.

Обратите внимание: Если бы доля Крупенникова оказалась меньше 50 %, то на дату поступления денег (в нашем примере 19.03.25) в налоговом учете появился бы внереализационный доход. В программе он фиксируется с помощью операции, введенной вручную.


Отражение в бухгалтерском балансе
Посмотрим, как отражается поступление финансовой помощи в балансе (за 2025 год отчетность формировать рано, поэтому допустим, что операция произошла в 2024 году):
«Отчеты» — «Регламентированные отчеты».

«Создать» — «Бухгалтерская отчетность» — «Выбрать».

Сумма отразится: в строке 1350 «Добавочный капитал (без накопленной дооценки)».

Отражение полученного от учредителя основного средства в программе
Собственник (физическое лицо) может подарить не только деньги, но и основные средства, товары, материалы. У предприятия возникает внереализационный доход (ст. 250 НК РФ).
Налогооблагаемый доход не возникает в случае, если:
- Доля участника составляет 50 и более процентов;
- в течение года имущество (кроме денег) не реализовывается и не передается третьим лицам (п.1 статьи 251 НК РФ);
- имущество внесено в качестве вклада в имущество общества.
Пример 2: 11.03.25 согласно договору от 11.03.2025 по акту приема-передачи № 1 Крупенников Б.А. внес в качестве вклада в имущество ноутбук Lenovo (уставный капитал не увеличивается). Расходы по доставке, настройке и установке отсутствуют. В налоговом учете первоначальная стоимость ноутбука, полученного при таких условиях равна нулю и амортизация по нему не рассчитывается (письмо Минфина № 03-03-08/34107 от 17.04.2023 г.). Справедливая стоимость ноутбука на дату передачи составила 110000 рублей. Срок полезного использования установлен 25 месяцев, ликвидационная стоимость равна нулю. 12.03.2025 ноутбук начал использоваться на предприятии.
- Поступление:
«ОС и НМА» — «Поступление оборудования».

Указываем дату и номер документа передачи, в качестве контрагента выбираем Крупенникова, указываем реквизиты договора.

Переходим по гиперссылке в поле «Расчеты» и устанавливаем счет 83.09.

По кнопке «Добавить» вносим сведения о полученном ноутбуке. По окончании нажимаем «Провести и закрыть».

Документ сформировал проводку: Дт 08 Кт 83 – 110000 руб.

Так как ноутбук в налоговом учете принимается по нулевой стоимости, скорректируем данные. Ставим флажок в поле «Ручная корректировка» и в столбце «Сумма НУ Дт» ставим ноль. Потом нажимаем «Записать и закрыть».

- Принятие к учету:
«ОС и НМА» — «Принятие к учету ОС».

Вносим данные о дате, материально-ответственном лице, месте нахождения ОС. Способ поступления выбираем «Безвозмездное поступление».

На закладке «Основные средства» указываем новый элемент, который заводим в справочнике «Основные средства».

«Бухгалтерский учет» - часть информации заполнена по умолчанию, проверяем и добавляем недостающие сведения.


«Налоговый учет» — указываем срок полезного использования.

Документ сформировал проводку по вводу ноутбука в эксплуатацию: Дебет 01 Кредит 08 – 110000 руб. Сумма по налоговому учету отсутствует.

Отложенный налог (при применении ПБУ 18/02) будет рассчитываться, амортизация в бухгалтерском учете начисляться обработкой «Закрытие месяца».

Нашли ошибку? Напишите пожалуйста нам на почту info@arenda1c.ru. Это поможет публиковать актуальную и полезную для Вас информацию.