- Главная
- ›
- База знаний по 1С
- ›
- 1С Бухгалтерия предприятия
- ›
- Неотделимые улучшения позиция арендатора
Неотделимые улучшения в арендованное имущество (ФСБУ 25/2018, позиция арендатора)

Ранее в инструкциях мы разобрали общие сведения о неотделимых улучшениях в имущество, а также учет неотделимых улучшений в имущество в учете арендодателя (не возмещаемые арендатору) на примере.
В данной инструкции разберем учет неотделимых улучшений в арендованное имущество (ФСБУ 25/2018, позиция арендатора).
Рассмотрим на примере: ООО Торговый Дом «Комплексный», выступающее в роли арендатора, подписало с ООО «Феникс», являющимся арендодателем, договор аренды № 001А от 01 мая 2023 года о предоставлении во временное пользование производственного помещения – Цех №1.
- срок действия договора — 24 месяца (начиная с 01 мая 2023 г., заканчивая 30 апреля 2025 г.);
- передача имущества в аренду осуществляется с 01 мая 2023 года.
В мае 2023 года ООО Торговый Дом «Комплексный» произвело капитальные вложения в виде неотделимых улучшений арендованного помещения путем установки системы вентиляции.
- Приобретение системы вентиляции осуществлено 05 мая 2023 года.
- Монтаж завершен 20 мая 2023 года. В тот же день произведена постановка на учет системы вентиляции.
- Совокупная стоимость системы вентиляции вместе с работами по монтажу составила 900 000,00 рублей (включая НДС 20% - 150 000,00 рублей).
- Собственник выразил письменное одобрение относительно произведенных изменений, однако отказался компенсировать расходы арендатору.
- Ликвидационная стоимость указанных улучшений отсутствует.
- Передача улучшений владельцу произойдет после окончания периода действия договора аренды.
- Срок полезного использования (СПИ) системы вентиляции определен следующим образом:
- для бухгалтерского учета — 23 месяца;
- для налогового учета — 30 месяцев.
- Согласованная обеими сторонами цена неотделимых улучшений зафиксирована актом приема-передачи между арендатором и арендодателем и равна 300 000,00 рублей (без НДС), что соответствует рыночной стоимости.
Отразим приобретение системы вентиляции. Для этого переходим на вкладку «ОС и НМА» — «Поступление основных средств» — «Поступление оборудования».

Нажимаем кнопку «Создать», в новом окне:
- В шапке документа указываем дату поступления оборудования, контрагента-поставщика и договор.
- Выбираем организацию в случае, если учет в программе ведется по нескольким юридическим лицам, и склад, на который будет оприходовано оборудование.

В табличной части последовательно заполняем вкладки:
«Оборудование»
- Номенклатура — выбираем поступившее оборудование;
- Количество, цену и ставку НДС.
Итоговые суммы программа просчитает автоматически.
- Счета учета по умолчанию будут установлены 08.04.1 и 19.01.

В нижней части экрана указываем реквизиты входящего счета-фактуры.

Нажимаем кнопку «Провести» и «ДтКт» для просмотра сформированных проводок.

- Дт 08.04.1 Кт 60.01 – принят к учету внеоборотный актив;
- Дт 19.01 Кт 60.01 – НДС принят к учету.
Для отражения принятия к учету неотделимых улучшений, переходим на вкладку «ОС и НМА» — «Поступление основных средств» — «Принятие к учету ОС».

Нажимаем кнопку «Создать», в новом окне в шапке документа необходимо заполнить:
- вид операции – оборудование;
- организацию;
- дату принятия к учету ОС;
- событие ОС — принятие к учету с вводом в эксплуатацию;
- МОЛ — указываем материально-ответственное лицо;
- местонахождение ОС — выбираем где будет размещаться оборудование.

«Оборудование»
- Способ поступления — указываем «Приобретение за плату».
- Оборудование и склад — выбираем из справочника приобретенный объект ОС и указываем склад, на который он будет принят.
Счет будет проставлен автоматически 08.04.1 «Приобретение компонентов основных средств».

«Основные средства»
Указываем приобретенное основное средство.

«Бухгалтерский учет»
- Счет учета — счет 01.01 «Основные средства в организации»;
- Порядок учета — «Начисление амортизации»;
- Способ начисления амортизации — в нашем случае «Линейный»;
- Счет амортизации– 02.01 «Амортизация основных средств, учитываемых на счёте 01»;
- Начислять амортизацию — ставим галку;
- Способ отражения расходов по амортизации —в нашем случае «Амортизация (счет 26)»;
- СПИ месяцах для бухгалтерского учета — в нашем случае 23;
- Ликвидационная стоимость — в нашем случае отсутствует.

«Налоговый учет»
- Порядок включения стоимости в состав расходов — выбираем «Начисление амортизации».
- Начислять амортизацию — устанавливаем галку;
- СПИ в месяцах для налогового учета — в нашем случае 30 месяцев.

Нажимаем кнопку «Провести» и «ДтКт» для просмотра сформированных проводок.

Отразим принятие к учету входного НДС. Для этого переходим на вкладку «Операции» — «Закрытие периода» — «Регламентные операции НДС».

Нажимаем кнопку «Создать» и из выпадающего списка выбираем «Формирование записей книги покупок».

В шапке документа указываем дату и организацию.

На вкладке «Приобретенные ценности» нажимаем кнопку «Заполнить». Необходимо убедиться в том, что поступление основного средства попало в сформированный список.

Нажимаем кнопку «Провести» и «ДтКт» для просмотра сформированных проводок.

Для начисления амортизации переходим на вкладку «Операции» — «Закрытие периода» — «Закрытие месяца».

Устанавливаем месяц закрытия. В нашем примере – это июнь 2023 года.
Выбираем организацию и нажимаем «Выполнить закрытие месяца».

После этого переходим на вкладку «Операции» — «Закрытие периода» — «Регламентные операции».

Используя фильтры «Вид операции» и «Организация», находим регламентную операцию «Амортизация и износ основных средств» за интересующий нас месяц и нажимаем «ДтКт».

Была сформирована проводка по начислению амортизации по неотделимому улучшению:
- Дт 26 Кт 02.01.
В бухгалтерском учете сумма амортизации равна: ((750 000,00 руб. (первоначальная стоимость) – 0,00 руб. (ликвидационная стоимость))/ 23 (оставшийся СПИ) = 32 608, 70 руб.
В налоговом учете сумма амортизации равна: 750 000,00 руб. (первоначальная стоимость) / 30 (СПИ для НУ) = 25 000,00 руб.

При выполнении закрытия месяца также происходит расчет отложенных налогов.
Для просмотра указанного расчета среди регламентных операций, установив необходимый фильтр по виду и контрагенту, необходимо найти операцию «Расчет отложенного налога по ПБУ 18» за интересуемый нас месяц и нажать кнопку «ДтКт».

По состоянию на 30 июня 2023 года сумма признанного отложенного актива (ОНА) равна 1 521, 74 руб.
Расчет суммы произведен следующим образом: 725 000,00 (налоговая стоимость ОС (НУ)) – 717 391,30 (балансовая стоимость ОС (БУ)) = 7 608,70 руб.
ОНА = 7 608,70 руб. * 20% (общая ставка налога на прибыль) = 1 521,74 руб.

Для отражения передачи неотделимых улучшений арендатору, перейдем на вкладку «ОС и НМА» — «Выбытие основных средств» - «Списание ОС».

Нажимаем кнопку «Создать». В шапке документа указываем дату, организацию, местонахождение ОС.
- Событие ОС — выбираем «Списание».
- Причина списания – передача неотделимого улучшения.
- Расходы — счет 91.02 «Прочие расходы» с видом «Расходы по передаче товаров (работ, услуг) безвозмездно и для собственных нужд».
Обращаем внимание, что галочка «Принимается к налоговому учету» должна быть снята.

В табличной части документа указываем неотделимое улучшение, которое подлежит списанию.

Нажимаем кнопку «Провести» и «ДтКт» для просмотра сформированных проводок.

- Дт 26 Кт 02.01 – по неотделимым улучшениям начислена амортизация за последний месяц договора аренды;
- Дт 02.01 Кт 01.09 – списана сумма амортизации по неотделимым улучшениям, начисленная за весь период;
- Дт 01.09 Кт 01.01 – отражено списание первоначальной стоимость неотделимых улучшений;
- Дт 91.02 Кт 01.09 – отражено списание остаточной стоимости неотделимых улучшений.
Далее перейдем на вкладку «Отчеты» — «Стандартные отчеты» — «Анализ счета».

Устанавливаем интересующий нас период и счет 01.09 «Выбытие основных средств» и нажимаем кнопку «Сформировать».
Данный отчет дает возможность проанализировать движение денежных средств и остатки по указанному выше счету.

После передачи неотделимых улучшений арендодателю, арендатор должен на дату передачи ОС исчислить сумму НДС со стоимости передаваемого объекта.
Для этого переходим на вкладку «Операции» — «НДС» — «Отражение начисления НДС».

Нажимаем кнопку «Создать» и последовательно заполняем вкладки.
«Главное»
- от — дата передачи неотделимого улучшения;
- контрагент — арендодатель;
- договор — указываем документ-основание для передачи неотделимого улучшения;
- код вида операции – 10;
Устанавливаем галку «Формировать проводки».

«Товары и услуги»
- вид ценности – «ОС»;
- номенклатура — выбираем неотделимое улучшение;
- цена — указываем рыночную стоимость объекта ОС, которая была согласована с арендодателем. С этой суммы будет рассчитан НДС.
- % НДС.
После этого программа автоматически просчитает итоговые суммы.
- счет доходов – 91.01 «Прочие доходы»;
- счет учета НДС – 91.02 «Прочие расходы»;
- событие — выбираем «Реализация».

Нажимаем кнопку «Провести» и «ДтКт» для просмотра сформированных проводок.

- Дт 91.02 Кт 68.02 – по переданным неотделимым улучшениям начислен НДС.
В расходах для исчисления налога на прибыль данная сумма НДС не признается.
В документе «Отражение начисления НДС» внизу документа нажимаем кнопку «Выписать счет-фактуру».

На месте кнопки появится гиперссылка с реквизитами вновь созданного документа. Нажимаем на нее для просмотра сформированного счета-фактуры.

Данные счета-фактуры будут заполнены автоматически на основании документа «Отражение начисления НДС».
Чтобы распечатать счет-фактуру предусмотрена кнопка «Печать» вверху экрана. Данный документ выставляется в единственном экземпляре для арендатора. Для арендодателя он не оформляется.
Далее перейдем на вкладку «Отчеты» — «НДС» — «Книга продаж».

Устанавливаем период и нажимаем кнопку «Сформировать».
Счет-фактура по передаче ОС была зарегистрирована в книге продаж.


Для расчета отложенных налогов, необходимо выполнить закрытие месяца, в котором была осуществлена передача неотделимого улучшения.
Устанавливаем необходимый период и нажимаем «Выполнить закрытие месяца».

Нажимаем «Расчет отложенного налога по ПБУ 18» и выбираем из списка «Показать проводки».

Будут сформированы две интересующие нас проводки:
- Дт 09 Кт 68.04.2 – в части разницы в стоимости ОС уменьшен ОНА, признанный в 2025 году.

Расчет произведен следующим образом:
1 902,18 (сумма ежемесячного ОНА) * 3 (количество полных месяцев, в течение которых основное средство находилось в пользовании до месяца его передачи арендодателю) - 0,02 (разница из-за округления) = 5 706,52 руб.
Примечание: сумма ОНА за период действия договора аренды была изменена, ввиду увеличения общей ставки налога на прибыль с 20% до 25%.
- Дт 09 Кт 68.04.2 – в части разницы в стоимости ОС уменьшен ОНА, признанный в 2024 году.

Данный остаток можно посмотреть, сформировав справку-расчет отложенного налога на прибыль.
Для этого переходим на вкладку «Операции» — «Закрытие периода» — «Справки-расчеты».

Из перечня выбираем «Отложенный налог на прибыль».

Задаем период и нажимаем «Сформировать».
Интересующая нас сумма ОНА будет отражена в колонке по состоянию на 01.01.2025 г.


Нашли ошибку? Напишите пожалуйста нам на почту info@arenda1c.ru. Это поможет публиковать актуальную и полезную для Вас информацию.