- Главная
- ›
- База знаний по 1С
- ›
- 1С Бухгалтерия предприятия
- ›
- Инвентаризация товаров (продажа излишков)
Продажа излишков товаров, выявленных при инвентаризации в 1С:Розница
Введение
При проведении инвентаризации на складе часто выявляются излишки товаров — остатки, присутствующие в реальности, но не учтённые в базе данных. Для корректного учета и реализации таких излишков необходимо последовательно выполнить процедуру оприходования излишков, а затем оформить их продажу.
Важно понимать, что в 1С Розница изменить учетное количество напрямую нельзя — это поле формируется системой автоматически на основании складских документов. Для изменений используются приходные и расходные операции.
Обратите внимание: с 1 апреля 2025 г. вступил в силу ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». При оформлении результатов инвентаризации и оценке излишков необходимо руководствоваться положениями ФСБУ 28/2023 и учетной политикой организации (порядок оценки, документ-основание, назначение ответственных).
Для целей налога на прибыль выявленные излишки включаются в внереализационные доходы по рыночной (справедливой) стоимости (п.20 ст.250 НК РФ). При оприходовании НДС обычно не выделяется; при последующей продаже НДС начисляется в обычном порядке, если организация — плательщик НДС.
Проведение инвентаризации и выявление излишков
Перейдите в раздел «Склад» — «Инвентаризация».
Далее нажмите «Создать».
Создайте новую инвентаризацию, указав склад и период.
Сформируйте список товаров для проверки вручную или нажмите «Заполнить».
По результатам физической проверки внесите реальные остатки товаров.
Проверьте, что в итогах инвентаризации появились позиции с излишками — количество в базе меньше, чем фактическое.
Завершите документ инвентаризации и проведите его.
Оформление оприходования (принятие к учёту) излишков
После проведения инвентаризации перейдите в раздел «Склад» — «Оприходования».
Создайте новый документ оприходования.
В шапке документа укажите:
- Склад — на котором выявлены излишки
- Дату оприходования (обычно дату завершения инвентаризации)
- Основание — выберите необходимую инвентаризацию
Документ автоматически заполнится на основании инвентаризации.
Проведите документ.
Также можно заполнить документ можно из «Инвентаризация товаров» (тот, который вы провели).
Для этого откройте необходимую инвентаризацию и нажмите кнопку «Создать на основании» — «Оприходование товаров».
Программа автоматически подтянет строки с излишками.
Проверьте учетные цены: в 1С Розница при оприходовании может подставляться цена из прайса/средняя — при необходимости скорректируйте цену (себестоимость/рыночную стоимость).
Важно! Оценка излишка влияет на налоги и бухгалтерские проводки — сверьтесь с учетной политикой по оценке излишков.
Для налога на прибыль и бухучета оценка излишков обычно производится по рыночной цене (или средней/по учетной политике). НДС: если организация является плательщиком НДС и при приёме излишков у вас возникает НДС (редко — обычно при оприходовании излишков НДС не выделяется, но при последующей реализации НДС начисляется).
Оформление реализации (продажа излишков)
Перейдите «Продажи» — «Продажи» — «Расходные накладные».
Нажмите «Создать».
Заполните необходимые поля:
- Укажите контрагента — покупателя или организацию, если это внутренняя реализация.
- Склад — на котором хранятся излишки.
- Дата — дата реализации.
- В вкладке «Товары, услуги» добавьте товар с количеством, которое необходимо реализовать как излишки. Для корректности указывайте именно фактическое количество, выявленное при инвентаризации.
- Установите цену продажи (розничная/оптовая). Если вы платите НДС — укажите ставку НДС (20%/10%/0%/без НДС) в колонке по каждой позиции.
В разделе «Доставка» и «Оплата» заполните, если есть необходимость (например, доставка, реквизиты оплаты).
Внизу документа установите галку на «УПД» или нажмите на кнопку «Счет-фактура» для оформления НДС.
Если требуется чек ККМ: при розничной продаже форма реализации может автоматически печатать чек и отправлять на фискализацию (проверьте настройки интеграции с ККМ).
Если покупатель — физлицо и продажа розничная — используйте розничные документы / кассовую диаграмму в соответствии с настройками.
После заполнения, нажмите кнопку «Провести и закрыть».
После проведения документа, остатки по товару уменьшатся, а в учете появится реализация излишков как полноценная
Отчетность и контроль
После оформления реализации излишков сформируйте отчет по итогам инвентаризации в разделе «Склад» — «Аналитика» — «Отчеты».
Выберите отчет «Излишки и недостачи».
Регулярно сверяйте остатки и продажи, чтобы избежать ошибок.
Проверьте остатки: «Склад» — «Отчеты по остаткам» — «Остатки товаров» — убедитесь, что остатки уменьшились по реализации и что оприходование добавило правильный остаток.
Заключение
Проведя инвентаризацию, оприходовав выявленные излишки и оформив их продажу, вы обеспечиваете точный и своевременный учет всех операций в бухгалтерии и налоговом учете. Это снижает вероятность ошибок, предотвращает расхождения в учете и помогает избегать штрафов со стороны контролирующих органов. Такой системный и прозрачный подход способствует оптимизации складских запасов и повышению финансовой дисциплины предприятия.
Нашли ошибку? Напишите пожалуйста нам на почту info@arenda1c.ru. Это поможет публиковать актуальную и полезную для Вас информацию.