- Главная
- ›
- База знаний по 1С
- ›
- 1С:Бухгалтерия
- ›
- Частичная ликвидация ОС
Частичная ликвидация ОС в 1С Бухгалтерия предприятия
На предприятии могут появиться обстоятельства, когда до окончания срока полезного использования основного средства производится его частичная ликвидация. Рассмотрим на условном примере, как оформляется приведенный факт хозяйственной жизни в программе 1С: Бухгалтерии 8.3.
Пример
У компьютера сломался CD-ROM. Руководителем назначена ликвидационная комиссия, которая приняла решение об извлечении CD-ROM. Он на предприятии не использовался, поэтому постановили, что покупка нового не целесообразна.
Стоимость услуг по извлечению сломанной части, оказанных сторонней организацией 23.07.24, составила 1000 рублей без НДС.
Акт о частичном списании основного средства 23.07.2024 составлен, утвержден директором и передан в бухгалтерию. На основании него внесены изменения в учет и инвентарную карточку компьютера. Компьютер куплен в январе 2024 года за 120000 рублей. Он приобретен как комплекс без выделения стоимости отдельных частей. Ликвидационная стоимость не установлена. Срок полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете был установлен 25 месяцев, а амортизация начислялась линейным методом (способом) в течение 5 месяцев и ежемесячно составляла: 120000/25= 4800 рублей. После проведенной частичной ликвидации амортизация продолжила начисляться, исходя из новой стоимости объекта. Учетной политикой установлено: стоимость ликвидируемой части определяется пропорционально стоимости приобретения оставшейся и выбывающей части. В рассматриваемом примере ликвидационная комиссия определила, что стоимость CD-ROM составляет 3 % от стоимости компьютера.
Важно
Если CD-ROM содержит драгоценные металлы, то их необходимо изъять (самостоятельно или с привлечением специализированной организации), оприходовать и организовать соответствующее хранение.
Порядок расчета недоначисленной амортизации по списываемой части ОС установлен в статье 265 НК только для полностью ликвидируемого объекта. В бухгалтерском учете методика также не определена. Организации следует самостоятельно разработать алгоритм расчета стоимости остающейся и выбывающей части основного средства.
Отражение расходов на извлечение сломанной детали
Заходим в раздел «Покупки» — «Поступление».
«Поступление» — «Услуги (акт,УПД)».
Заполняем реквизиты, согласно документам, полученным от поставщика. Вместо счета 26, заданного по умолчанию, выбираем 91 счет, так как расходы по демонтажу ОС отражаются в прочих в бухгалтерском учете и во внереализационных в налоговом учете. После внесения изменений нажимаем «ОК».
После внесения данных «Провести и закрыть».
Документ создает проводку:
Расчет амортизации и остаточной стоимости извлекаемой детали
Информацию для вычисления можно посмотреть в отчете, например, «Анализ субконто». Сформируем его за период нахождения компьютера на предприятии.
Заходим а раздел «Отчеты» — «Анализ субконто».
Зададим параметры для отражения данных только по компьютеру:
- Нажимаем кнопку «Показать настройки».
- Переходим на закладку «Отбор», ставим галочку в строке «Основные средства», а в столбце «Значение» выбираем «Компьютер». Далее нажимаем «Сформировать».
Видим, первоначальную стоимость компьютера (120000 руб.) и начисленную за период эксплуатации амортизацию (4800 х 5 =24000 руб.).
Остаточная стоимость CD-ROM = (Первоначальная стоимость компьютера - Амортизация за период эксплуатации - Амортизация за последний месяц) х 3 %.
Рассчитаем остаточную (недоамортизированную) стоимость: (120000-24000-4800) х 3 % = 2736 рублей.
Сумма амортизации, относящаяся к CD-ROM: (24000+4800) х 3 % = 864 рублей.
Первоначальная стоимость CD-ROM: 120000 х 3 % = 3600 рублей.
Материальные ценности, полученные при частичной ликвидации
В результате разборки основного средства могут появиться запасные части, металлолом и другие ценности, пригодные к использованию. В зависимости от дальнейшего применения они учитываются в запасах, долгосрочных активах или капитальных вложениях. В налоговом учете стоимость материальных ценностей отражается во внереализационных доходах, размер которых определяется по рыночным ценам.
В бухгалтерском учете стоимость таких активов определяется, как наименьшая из величин:
- стоимость аналогичных запасов приобретенных (созданных) предприятием
- сумма балансовой стоимости и затрат, понесенных из-за монтажа и разборки, извлечением и приведением к состоянию, пригодному для использования (подробнее смотрите ФСБУ 5/2019).
В приведенном примере материальных ценностей, пригодных к эксплуатации или продаже, не появилось.
Как оформить частичное списание основного средства в 1С: Бухгалтерии 8.3
Возможны два варианта:
- Выбывающая часть списывается «Операцией, введенной вручную»:
Заходим в раздел «Операции» — «Операции введенные вручную»;
- Основное средство делится на два объекта, ликвидируемая часть списывается документом «Списание ОС».
«ОС и НМА» — группа «Выбытие основных средств» — «Списание ОС»
Оформим факт хозяйственной жизни первым способом. Заходим в соответствующий журнал и нажимаем: «Создать» — «Операция».
Указываем содержание, дату. С помощью кнопки «Добавить» создаем проводки по списанию первоначальной стоимости и недоначисленной амортизации по CD-ROM, а также отражению расхода от частичной ликвидации компьютера. После внесения данных нажимаем кнопку «Записать».
Далее добавим информацию в регистр «События ОС». Активируем кнопку «Еще» в подменю нажимаем «Выбор регистров».
В открывшемся окне переходим в «Регистры сведений», в строке «События ОС» ставим галочку, далее «ОК».
Возвращаемся к операции, введенной вручную. Переходим в появившуюся закладку «События ОС» и нажимаем «Добавить».
Заполняем сведения: наименование частично ликвидированного ОС, название события, документа, подтверждающего частичную ликвидацию (например, акт о списании), сумма затрат БУ и НУ – первоначальная стоимость, относящаяся к ликвидированной части. Внесенная информация нужна для отражения движений по основному средству и заполнению инвентарной карточки. После внесения всех сведений нажимаем «Записать и закрыть».
Где находится инвентарная карточка по основным средствам в 1С:Бухгалтерии 8.3
Инвентарную карточку можно распечатать, зайдя: «Справочники» — «Основные средства».
Выделяем нужный объект — «Инвентарная карточка ОС (ОС-6)».
Нашли ошибку? Напишите пожалуйста нам на почту info@arenda1c.ru. Это поможет публиковать актуальную и полезную для Вас информацию.