Звонок по России бесплатный
+7 (800) 511-13-78
15 дней бесплатноРЕГИСТРАЦИЯ
Лого Деловые решения

Основы бюджетного учета

Основы бюджетного учета
Компании, принадлежащие государству и муниципалитетам, используют финансы, полученные от финансовых ведомств. В этих бюджетных организациях необходимо проводить особый вид учета — бюджетный, который регулируется уникальными законодательными актами и имеет свои особенности.
Подписаться на дайджест Получить консультацию

Компании, принадлежащие государству и муниципалитетам, используют финансы, полученные от финансовых ведомств. В этих бюджетных организациях необходимо проводить особый вид учета — бюджетный, который регулируется уникальными законодательными актами и имеет свои особенности.

Что такое бюджетный учет

Бюджетный учет (БУ) — система учета, используемая государственными и муниципальными организациями для контроля за расходованием бюджетных средств. Он включает в себя процесс планирования, учета, контроля и отчетности по бюджетным ассигнованиям, источникам финансирования.

Основная цель бюджетного учета — это обеспечение эффективного и целевого использования бюджетных средств, а также поддержание прозрачности, отчетности в управлении государственными ресурсами. Он также помогает в выполнении законодательных и нормативных требований, касающихся бюджетного процесса.

Что такое бюджетный учет

Что такое бюджетный баланс

Бюджетный баланс — это финансовый документ, отражающий соотношение доходов и расходов бюджета за определенный период. Он показывает, насколько сбалансированными являются финансовые потоки государства или муниципалитета. Может указывать на наличие дефицита или профицита бюджета в зависимости от того, превышают ли доходы расходы или наоборот.

Цели бюджетного учета

Цели учета в бюджетном учреждении включают следующие ключевые аспекты:

  1. Обеспечение целевого, эффективного использования бюджетных средств. БУ помогает контролировать, чтобы все финансовые ресурсы были использованы согласно утвержденным целям, задачам.
  2. Транспарентность, контроль. Этот вид учета бюджета обеспечивает прозрачность финансовых операций, что позволяет проводить аудит и контроль за расходованием государственных, муниципальных средств.
  3. Соблюдение законодательства. БУ регулируется множеством законов, нормативных актов. Ведение учета в соответствии с этими требованиями является обязательным для государственных, муниципальных организаций.
  4. Планирование, прогнозирование. БУ позволяет анализировать текущие тенденции, прогнозировать будущие потребности в финансировании, способствуя более эффективному планированию бюджета.
  5. Отчетность, анализ. Учет в бюджетных организациях подразумевает регулярное составление отчетов о финансовых результатах деятельности, что способствует анализу, корректировке бюджетной политики.

Особенности

Особенности БУ в Российской Федерации включают ряд ключевых факторов, которые отличают его от учета в коммерческих организациях:

  • Специальный план счетов. БУ использует уникальный план счетов, состоящий из 26 разрядов, отличающийся от плана счетов коммерческих организаций.
  • Дополнительные нормативные акты. Помимо общих требований Федерального закона "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 года, бюджетный бухгалтерский учет требует соблюдения дополнительных подзаконных актов, учитывающих отраслевую специфику различных организаций (например, в сферах здравоохранения, науки, культуры, образования).
  • Источники финансирования. В отличие от коммерческих структур, государственные организации финансируются из государственного бюджета для выполнения государственных заданий, временного распоряжения средств, медицинского страхования, других целей.
  • Отчетность. Бюджетные организации имеют свой график и периодичность предоставления отчетности в контролирующие органы. Объем отчетности в бюджетной сфере значительно больше, чем в коммерческой.
  • Структура баланса. В бюджетных организациях активы делятся на финансовые и нефинансовые, а средства — на материальные, денежные. Пассив отражает все виды обязательств.

Общие принципы

Общие принципы БУ в Российской Федерации определены в Бюджетном кодексе РФ и включают следующее.

  1. Единство бюджетной системы. Этот принцип гарантирует, что все уровни бюджетной системы функционируют как целостная структура с чёткими правилами и взаимосвязями между федеральным, региональным, местным уровнями.
  2. Самостоятельность бюджетов. Каждый бюджет на различных уровнях управления обладает собственной самостоятельностью в определении и использовании своих доходов и расходов, в рамках общих законодательных положений.
  3. Полнота отражения доходов, расходов. Все доходы и расходы бюджетного учреждения должны быть полностью отражены в бюджете, чтобы обеспечить прозрачность, точность финансовой информации.
  4. Сбалансированность бюджета. Принцип требует, чтобы бюджет стремился к балансу между доходами и расходами, а дефицит финансировался из заранее определённых источников.
  5. Эффективность использования бюджетных средств. Законодательство требует, чтобы все расходы были направлены на достижение конкретных, заранее определённых результатов, были эффективно использованы.
  6. Прозрачность, открытость. Бюджетный процесс должен быть открытым для общественного контроля и понятным для всех заинтересованных сторон.
  7. Достоверность бюджета. Все данные и прогнозы, используемые при формировании бюджета, должны быть реалистичными, обоснованными.
  8. Адресность, целевой характер бюджетных средств. Расходы должны быть чётко направлены на достижение определённых государственных, муниципальных целей.

Основные требования к ведению бюджетного учета

Обязательства в области БУ предполагают высокую прозрачность информации, полное уведомление казначейства о финансовых операциях. Для получения финансирования необходимо заранее подать заявки с подписями руководства. Бюджетные организации не могут самостоятельно списывать средства без проверки казначейства.

Основные черты БУ включают выполнение госзаказов в рамках утвержденного бюджета, принадлежность имущества государству, и использование земель на правах пользования, но не собственности. Полномочия собственников ограничены, и учреждения не могут распоряжаться имуществом самостоятельно, даже если это разрешено собственником.

Варианты отчетности бюджетного учета

Варианты отчетности

БУ является ключевым элементом в деятельности государственных учреждений, чья основная задача не связана с получением прибыли. Для получения финансирования из бюджета организации должны предоставить детальную отчетность по доходам, расходам.

Контроль за использованием бюджетных средств осуществляется постоянно. БУ обеспечивает прозрачность всех операций с федеральными, муниципальными средствами. Организации обязаны регулярно сдавать различные формы отчетности:

  • от 1 до 5 ежемесячных отчетов;
  • от 5 до 10 квартальных;
  • от 10 до 30 годовых.

Список необходимых документов регламентирован нормативными актами и включает различные балансы, отчеты по установленным формам.

Отражение средств в балансах государственных учреждений отличается от коммерческих. Баланс бюджетного учреждения включает активы и пассивы, с детальным распределением целевых средств и прибыли за один предыдущий год, тогда как в коммерческих отчетах предоставляются данные за два года.

Активы делятся на финансовые и нефинансовые, а средства — на материальные, денежные. Пассивы включают все виды обязательств, в то время как в коммерческих организациях они распределяются по срокам.

Нормативные документы для бюджетного учета

Ведение бухгалтерского учета бюджетных учреждений строго регулируется законодательством. Основой является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Кроме того, применяются различные подзаконные акты, например, приказы Министерства финансов.

Эти приказы устанавливают единый план счетов для государственных структур и внебюджетных фондов, а также инструкции по составлению и предоставлению отчетности. Например, приказ от 01.12.2010 года касается плана счетов, а приказы от 29.12.2010, 25.03.2011 регулируют отчетность на различных уровнях управления.

Обязанности бухгалтерии в государственном учреждении, муниципальном предприятии

Бухгалтерия бюджетного учреждения объединяет различные секторы, включая технический, финансовый, расчетный отделы. Ее задачи включают подготовку отчетности согласно законам, мониторинг документации и операций, контроль над расходами и доходами, расчет заработной платы, инвентаризацию ресурсов, сохранность активов.

Бухгалтерия также отвечает за своевременную подачу и хранение всех отчетных документов, а также за точное отображение всех финансовых операций в соответствии с нормативными документами.

Автор: