Компании, принадлежащие государству и муниципалитетам, используют финансы, полученные от финансовых ведомств. В этих бюджетных организациях необходимо проводить особый вид учета — бюджетный, который регулируется уникальными законодательными актами и имеет свои особенности.
Что такое бюджетный учет
Бюджетный учет (БУ) — система учета, используемая государственными и муниципальными организациями для контроля за расходованием бюджетных средств. Он включает в себя процесс планирования, учета, контроля и отчетности по бюджетным ассигнованиям, источникам финансирования.
Основная цель бюджетного учета — это обеспечение эффективного и целевого использования бюджетных средств, а также поддержание прозрачности, отчетности в управлении государственными ресурсами. Он также помогает в выполнении законодательных и нормативных требований, касающихся бюджетного процесса.
Что такое бюджетный баланс
Бюджетный баланс — это финансовый документ, отражающий соотношение доходов и расходов бюджета за определенный период. Он показывает, насколько сбалансированными являются финансовые потоки государства или муниципалитета. Может указывать на наличие дефицита или профицита бюджета в зависимости от того, превышают ли доходы расходы или наоборот.
Цели бюджетного учета
Цели учета в бюджетном учреждении включают следующие ключевые аспекты:
- Обеспечение целевого, эффективного использования бюджетных средств. БУ помогает контролировать, чтобы все финансовые ресурсы были использованы согласно утвержденным целям, задачам.
- Транспарентность, контроль. Этот вид учета бюджета обеспечивает прозрачность финансовых операций, что позволяет проводить аудит и контроль за расходованием государственных, муниципальных средств.
- Соблюдение законодательства. БУ регулируется множеством законов, нормативных актов. Ведение учета в соответствии с этими требованиями является обязательным для государственных, муниципальных организаций.
- Планирование, прогнозирование. БУ позволяет анализировать текущие тенденции, прогнозировать будущие потребности в финансировании, способствуя более эффективному планированию бюджета.
- Отчетность, анализ. Учет в бюджетных организациях подразумевает регулярное составление отчетов о финансовых результатах деятельности, что способствует анализу, корректировке бюджетной политики.
Особенности
Особенности БУ в Российской Федерации включают ряд ключевых факторов, которые отличают его от учета в коммерческих организациях:
- Специальный план счетов. БУ использует уникальный план счетов, состоящий из 26 разрядов, отличающийся от плана счетов коммерческих организаций.
- Дополнительные нормативные акты. Помимо общих требований Федерального закона "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 года, бюджетный бухгалтерский учет требует соблюдения дополнительных подзаконных актов, учитывающих отраслевую специфику различных организаций (например, в сферах здравоохранения, науки, культуры, образования).
- Источники финансирования. В отличие от коммерческих структур, государственные организации финансируются из государственного бюджета для выполнения государственных заданий, временного распоряжения средств, медицинского страхования, других целей.
- Отчетность. Бюджетные организации имеют свой график и периодичность предоставления отчетности в контролирующие органы. Объем отчетности в бюджетной сфере значительно больше, чем в коммерческой.
- Структура баланса. В бюджетных организациях активы делятся на финансовые и нефинансовые, а средства — на материальные, денежные. Пассив отражает все виды обязательств.
Общие принципы
Общие принципы БУ в Российской Федерации определены в Бюджетном кодексе РФ и включают следующее.
- Единство бюджетной системы. Этот принцип гарантирует, что все уровни бюджетной системы функционируют как целостная структура с чёткими правилами и взаимосвязями между федеральным, региональным, местным уровнями.
- Самостоятельность бюджетов. Каждый бюджет на различных уровнях управления обладает собственной самостоятельностью в определении и использовании своих доходов и расходов, в рамках общих законодательных положений.
- Полнота отражения доходов, расходов. Все доходы и расходы бюджетного учреждения должны быть полностью отражены в бюджете, чтобы обеспечить прозрачность, точность финансовой информации.
- Сбалансированность бюджета. Принцип требует, чтобы бюджет стремился к балансу между доходами и расходами, а дефицит финансировался из заранее определённых источников.
- Эффективность использования бюджетных средств. Законодательство требует, чтобы все расходы были направлены на достижение конкретных, заранее определённых результатов, были эффективно использованы.
- Прозрачность, открытость. Бюджетный процесс должен быть открытым для общественного контроля и понятным для всех заинтересованных сторон.
- Достоверность бюджета. Все данные и прогнозы, используемые при формировании бюджета, должны быть реалистичными, обоснованными.
- Адресность, целевой характер бюджетных средств. Расходы должны быть чётко направлены на достижение определённых государственных, муниципальных целей.
Основные требования к ведению бюджетного учета
Обязательства в области БУ предполагают высокую прозрачность информации, полное уведомление казначейства о финансовых операциях. Для получения финансирования необходимо заранее подать заявки с подписями руководства. Бюджетные организации не могут самостоятельно списывать средства без проверки казначейства.
Основные черты БУ включают выполнение госзаказов в рамках утвержденного бюджета, принадлежность имущества государству, и использование земель на правах пользования, но не собственности. Полномочия собственников ограничены, и учреждения не могут распоряжаться имуществом самостоятельно, даже если это разрешено собственником.
Варианты отчетности
БУ является ключевым элементом в деятельности государственных учреждений, чья основная задача не связана с получением прибыли. Для получения финансирования из бюджета организации должны предоставить детальную отчетность по доходам, расходам.
Контроль за использованием бюджетных средств осуществляется постоянно. БУ обеспечивает прозрачность всех операций с федеральными, муниципальными средствами. Организации обязаны регулярно сдавать различные формы отчетности:
- от 1 до 5 ежемесячных отчетов;
- от 5 до 10 квартальных;
- от 10 до 30 годовых.
Список необходимых документов регламентирован нормативными актами и включает различные балансы, отчеты по установленным формам.
Отражение средств в балансах государственных учреждений отличается от коммерческих. Баланс бюджетного учреждения включает активы и пассивы, с детальным распределением целевых средств и прибыли за один предыдущий год, тогда как в коммерческих отчетах предоставляются данные за два года.
Активы делятся на финансовые и нефинансовые, а средства — на материальные, денежные. Пассивы включают все виды обязательств, в то время как в коммерческих организациях они распределяются по срокам.
Нормативные документы для бюджетного учета
Ведение бухгалтерского учета бюджетных учреждений строго регулируется законодательством. Основой является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Кроме того, применяются различные подзаконные акты, например, приказы Министерства финансов.
Эти приказы устанавливают единый план счетов для государственных структур и внебюджетных фондов, а также инструкции по составлению и предоставлению отчетности. Например, приказ от 01.12.2010 года касается плана счетов, а приказы от 29.12.2010, 25.03.2011 регулируют отчетность на различных уровнях управления.
Обязанности бухгалтерии в государственном учреждении, муниципальном предприятии
Бухгалтерия бюджетного учреждения объединяет различные секторы, включая технический, финансовый, расчетный отделы. Ее задачи включают подготовку отчетности согласно законам, мониторинг документации и операций, контроль над расходами и доходами, расчет заработной платы, инвентаризацию ресурсов, сохранность активов.
Бухгалтерия также отвечает за своевременную подачу и хранение всех отчетных документов, а также за точное отображение всех финансовых операций в соответствии с нормативными документами.