Звонок по России бесплатный
+7 (800) 511-13-78
15 дней бесплатноРЕГИСТРАЦИЯ
Лого Деловые решения

Импортозамещение 2025: как указ президента меняет IT-Ландшафт России

Импортозамещение 2025: как указ президента меняет IT-Ландшафт России
Основным драйвером внедрения импортозамещения в IT-сфере стал Указ Президента РФ от 30.03.2022 № 166, который предусматривает двухэтапное введение запрета на использование зарубежного ПО на значимых объектах КИИ
Подписаться на дайджест Получить консультацию

Импортозамещение – это стратегия снижения зависимости экономики от иностранных товаров, технологий и услуг за счет развития собственного производства. В Российской Федерации эта политика стала ответом на санкционное давление и необходимость укрепления технологического суверенитета.

Правовые основы перехода на российское программное обеспечение

Основным драйвером внедрения импортозамещения в IT-сфере стал Указ Президента РФ от 30.03.2022 № 166, который предусматривает двухэтапное введение запрета на использование зарубежного ПО на значимых объектах КИИ:

  1. С 31.03.2022 – запрет на закупку без согласования иностранного софта и сопутствующих услуг для «заказчиков, осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ в целях его использования на значимых объектах КИИ;
  2. С 01.01.2025 – запрет на применение зарубежных решений на объектах КИИ органами государственной власти и заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ» на принадлежащих им значимых объектах КИИ.

Правовую базу дополняют: 

  • Постановление Правительства №1236, которое еще до появления Указа № 166 ограничивало закупки зарубежного софта для госнужд и продвигало закупку российских аналогов.
  • Указ президента об импортозамещении № 250, обязывает компании внедрять защиту от компьютерных атак, а также вводит ограничение на использование средств защиты информации, странами происхождения которых являются недружественные иностранные государств.
  • Национальная программа «Цифровая экономика» —  не только задаёт целевые показатели, но и предусматривает финансирование НИОКР для устранения технологических пробелов. 
  • Приказы ФСТЭК и Минцифры, регламентирующие требования к безопасности и порядок интеграции отечественных решений.

Ключевым инструментом является реестр российского ПО, включающий на данный момент более 25 тыс. продуктов, включая операционные системы и базы данных.

Для руководителя аренда 1с в облаке.

Объекты КИИ: что это и как они связаны с импортозамещением

К КИИ относятся системы, чей выход из строя может привести к коллапсу в ключевых отраслях:

  • информационно-телекоммуникационные сети,
  • автоматизированные системы управления промышленными объектами,
  • базы данных госорганов и финансовых институтов.

Например, к КИИ причислены диспетчерские центры аэропортов, системы управления энергосетями и платёжные сервисы Центробанка.

С 2025 года использование зарубежного ПО на таких объектах полностью запрещено. Для субъектов КИИ также введены требования по хранению данных об кибератаках и интеграции с системами мониторинга ФСТЭК. Например, с 2023 года все инциденты должны фиксироваться в единой базе данных, доступной для анализа в режиме реального времени.

На текущий момент объекты КИИ делятся на три категории значимости (I – наивысшая). Их перечень определяют собственники, но с 2025 года, согласно законопроекту № 581689-8, Кабмин получит право расширять список, учитывая отраслевые особенности. Это увеличит число организаций, обязанных соблюдать требования.

Связь с импортозамещением. Переход на отечественные IT-решения — стратегический шаг для снижения этих рисков. Импортозамещение 2025 в сфере КИИ предполагает:

  • Замену иностранного ПО и «железа» на российские аналоги.
  • Создание собственных стандартов безопасности, что исключает скрытые угрозы в зарубежных продуктах.
  • Развитие локальной IT-индустрии, стимулируя инновации и снижая зависимость от внешних поставщиков.

 

Кто обязан внедрять отечественный софт: критерии и категории

Таким образом, приказ об импортозамещении, частности Указ № 166 распространяется на:

  • Госкорпорации и компании с госучастием (доля государства в уставном капитале превышает 50%).
  • Бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
  • Организации, владеющие значимыми объектами КИИ в 13 стратегических сферах, включая энергетику, транспорт, здравоохранение и оборону.

Закон об импортозамещении также затрагивает дочерние предприятия госструктур, что усложняет импортозамещение кии в России в 2025 году для крупных холдингов.

Исключения предусмотрены только для ПО, не имеющего российских аналогов, но такие случаи требуют официального обоснования и согласования с Минцифры. По данным ведомства, в 2023 году лишь 12% заявок на использование иностранного софта были одобрены, что свидетельствует о жёстком контроле.

Несмотря на амбициозные планы, реализация сталкивается с определенными вызовами причинами которых являются:

  • функциональные пробелы – например, российские аналоги CAD-систем (Компас-3D, NanoCAD) пока уступают Autodesk в возможностях 3D-моделирования, что критично для машиностроительных предприятий. 
  • интеграционные сложности – переход на российские Единые службы каталога (ЕСК) требует перестройки IT-архитектуры, что подтверждается опытом АО «Содовый завод» и ООО «КАМАЗ», где процесс миграции занял на 40% больше времени, чем планировалось. 
  • дефицит кадров – по оценкам Минцифры, для полного перехода потребуется подготовка 300 тыс. IT-специалистов, тогда как ежегодный выпуск профильных вузов не превышает 50 тыс. человек.

Однако рост спроса на закупки  российского софта и господдержка, включая налоговые льготы и гранты, позволяют рассчитывать на выполнение задач. Например, в 2023 году 45% IT-компаний получили субсидии на разработку ПО для госсектора, что ускорило выход 120 новых продуктов.

 

Ответственность за нарушение графика импортозамещения: правовые последствия

С 2023 года в Российской Федерации начали действовать изменения в КОАП, которые ввели штрафы за нарушение запрета на использование иностранных мессенджеров, включая WhatsApp и Telegram.

Размеры штрафов:

  • Для должностных лиц, таких как руководители компаний или сами организации, предусмотрены штрафы в размере от 30 000 до 50 000 рублей. Обычные сотрудники не подлежат штрафованию.
  • Для организаций предусмотрены штрафы в размере от 100 000 до 700 000 рублей. В 2023 году такие штрафы получили 17 компаний, включая крупного оператора связи.

Штрафы могут быть наложены за передачу платёжных или персональных данных, а также за подключение иностранного мессенджера к информационной системе для безналичных расчётов россиян.

Закон о импортозамещении РФ  2025 году предполагает запрет на использование иностранных мессенджеров будет касаться не всех организаций. Ограничения будут действовать только для компаний, связанных с государством, и организаций финансового сектора.

Протоколы по правонарушениям будут составлять сотрудники Роскомнадзора, а рассматривать их и выносить решения будут районные суды.

Также возможны следующие рестрикции в отношении нарушителей:

  • для объектов КИИ – приостановка деятельности при непрохождении аудита ФСТЭК: в первом квартале 2024 года были временно закрыты два региональных банка из-за несоответствия их систем требованиям;
  • в случаях, приводящих к утечкам данных или сбоям стратегических систем, возможна уголовная ответственность – уже возбуждено 4 дела по статье 274.1 УК РФ («Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру»).
  • Административные штрафы по ст. 13.12.1 КоАП РФ – до 100 000 рублей для юрлиц.
  • Уголовная ответственность по ст. 274.1 УК РФ – до 6 лет лишения свободы за неправомерное воздействие на КИИ.

Кроме того, компании-нарушители могут обязать заключить форвардные контракты с разработчиками. Если вендор создает подходящее ПО, заказчик обязан его выкупить. Государство готово частично финансировать такие проекты, чтобы ускорить импортозамещение.

С текущего года планируется еще большее усиление контрольно-надзорных мер, включая ежегодные проверки соответствия ПО реестру Минцифры. Организации обязаны предоставлять детальные отчёты о ходе импортозамещения, включая графики миграции и тестовые результаты.

 

Прогнозы на 2025 год: технологический суверенитет

Несмотря на технические и организационные сложности, импортозамещение – необходимое условие для обеспечения технологического суверенитета. Эксперты прогнозируют, что к 2026 году Россия сможет полностью закрыть базовые потребности госсектора, однако для достижения паритета в высокотехнологичных отраслях (искусственный интеллект, квантовые вычисления) потребуется ещё 5–7 лет.

Среди ключевых трендов 2025 года можно выделить:

  • Рост рынка российского ПО – ожидается увеличение доли российских решений до 60% в корпоративном сегменте. Уже сейчас компании вроде «Базальт СПО» и «Астра Линукс» наращивают экспорт в страны ЕАЭС.
  • Консолидация IT-разработчиков – создание научно-производственных объединений для устранения фрагментации. Например, альянс «Русбилд» объединил 15 компаний для совместной разработки облачных решений.
  • Развитие инфраструктурных стандартов – унификация требований к совместимости и безопасности ПО. К 2025 году планируется утвердить 45 новых ГОСТов, включая стандарты для IoT-устройств.

Однако успех импортозамещения зависит от готовности бизнеса к изменениям. Компании, которые начнут адаптацию уже сейчас, смогут минимизировать риски и укрепить свои позиции на рынке. В противном случае их ждут не только финансовые потери, но и утрата доверия клиентов и партнеров. Успех также зависит от слаженной работы государства, бизнеса и IT-сообщества, а также от способности российской отрасли предложить конкурентоспособные решения.

Облачный сервер для 1С — арендовать настроенный индивидуально под ваши требования и задачи компании.

Автор: